прокуратура

В преддверии празднования Дня российского предпринимательства, 26 мая, прокурором Засвияжского района г. Ульяновска Шарафутдиновым М.М. отмечено, что

На протяжении ряда лет вопросы защиты предпринимательства входят в число приоритетных направлений прокурорского надзора. Прокуратуре задача по защите малого и среднего бизнеса поставлена Президентом страны и Генеральным прокурором РФ.

Для г. Ульяновска, в частности Засвияжского района, эти вопросы являются более чем актуальными. Приходится констатировать, что случаи ущемления прав бизнеса не являются единичными.

Не искоренены факты несоблюдения порядка предоставления предпринимателям муниципальных услуг.

Например, как показала прокурорская проверка, Управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска не соблюдались сроки рассмотрения заявлений о предоставлении в аренду нежилых помещений. В этой связи руководителю Управления внесено представление, начальник профильного отдела по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности.

Нередко государственными и муниципальными заказчиками игнорируется требование законодательства о необходимости осуществления не менее 15 % объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Только в этом году прокуратурой района выявлено 7 учреждений, не исполнивших данную обязанность, в связи с чем их руководителям внесены представления.

В постоянном поле зрения прокуратуры района находится работа контролирующих органов.

Отмечу, что в целях повышения прозрачности их деятельности функционирует так называемый единый реестр проверок, в котором в открытом доступе можно узнать о ходе проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контрольных мероприятий.

Однако не все органы контроля добросовестно относятся к его формированию.

Так, например, все тем же Управлением муниципальной собственностью сведения ни об одной из проведенных в текущем году плановых проверок в данном реестре размещены не были. Нарушения устранены лишь после внесения прокурором района представления, а в отношении виновного должностного лица органа муниципального контроля возбуждено дело об административном правонарушении.

Не секрет, что одним из наиболее действенных полномочий прокурора является направление в следственный орган или орган дознания материалов для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокуратурой района имелись основания для принятия мер уголовно-правового характера с целью защиты прав хозяйствующих субъектов.

Такие основания установлены по результатам проверки поступившего в прокуратуру района обращения индивидуального предпринимателя, вблизи торговых объектов которого по адресу: ул. Рябикова, 80, были возведены места для торговли в отсутствие необходимой разрешительной документации. Прокурорской проверкой установлено, что данные бизнес-места размещены в границах зон газопровода высокого давления. Несмотря на это, меры к пресечению нарушений уполномоченным органом – администрацией г. Ульяновска приняты не были; фактически лоббировались интересы определенного хозяйствующего субъекта.

По иску прокуратуры района бездействие администрации города по демонтажу незаконно установленных торговых объектов признано незаконным, а материал прокурорской проверки направлен в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса РФ – превышение должностных полномочий. Данная ситуация останется на моем личном контроле до полного устранения нарушений.

К сожалению, предприниматели, несмотря на распространенность случаев ущемления их прав, нечасто обращаются к прокурору. Вместе с тем именно их инициатива позволила бы обеспечивать более оперативный и действенный надзор в данной сфере, и, как следствие, улучшить условия ведения бизнеса. Приведенная мною ситуация с Рябикова, 80, как раз пример, когда по результатам прокурорской проверки доводы обратившегося индивидуального предпринимателя нашли объективное подтверждение, что повлекло принятие мер прокурорского реагирования.

Но, как я уже пояснил, такие обращения единичны. В этой связи в целях выявления латентных нарушений в отношении предпринимателей нами на системной основе осуществляется мониторинг судебных дел, находящихся на рассмотрении в арбитражных судах, изучаются сведения о наличии перед субъектами предпринимательской деятельности задолженности по государственным и муниципальным контрактам.

Результаты надзора свидетельствуют, что в условиях нестабильной экономической ситуации проблема несвоевременного исполнения обязательств перед предпринимателями по исполненным государственным и муниципальным контрактам стоит достаточно остро.

Достаточно сказать, что по нашим данным в целом по области задолженность по 1621 контракту составляет 241 млн. руб.

Зачастую подобные случаи возникают лишь потому, что руководителю бюджетных учреждений заключают с предпринимателями контракты в отсутствие доведенных лимитов.

Например, недавно завершенной проверкой выявлена задолженность одного из муниципальных образовательных учреждений района перед 3 хозяйствующими субъектами. Данная задолженность образовалась, поскольку директором учреждения муниципальные контракты были заключены в отсутствие предусмотренных на соответствующие цели бюджетных средств. В отношении данного руководителя возбуждено дело об административном правонарушении. Внесено представление об устранении нарушений закона.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что одних усилий органов прокуратуры по защите прав предпринимательского сообщества недостаточно. Создание благоприятных условий ведения бизнеса во-многом зависит от активной гражданской позиции самих предпринимателей и руководителей организаций, которые не должны бояться отстаивать свои права, в том числе путем обращения в органы прокуратуры. Только совместной работой на данном направлении можно добиться реального обеспечения законности в рассматриваемой сфере.